Что касается такого ритуала, как Таваф, то его, равно как и намаз, можно совершать неограниченное количество раз. Важной особенностью является то, что каждый из разов обязательно должен состоять из семи кругов. По традиции, во время Хаджа совершается три различных вида тавафа:
-
Таваф аль-Кудум совершается паломниками сразу же после того, как они прибыли в Мекку;
-
Таваф аль-Ифада является обязательным для Хаджа и совершается в строго определенное время. Речь идет о моменте после Джамарат аль-Акаба, который состоится на десятый день;
-
Таваф аль-Вадаъ является последним из обязательных действий и совершается в самом конце Хаджа перед отбытием из Мекки.
Обход вокруг каабы в первый день
Стоит отметить тот факт, что и хадж, и умра начинаются для паломника с момента вхождения в ихрам в микате. Одной из важных частей ритуала является то, что паломник, совершающий умру, обязан произносить слова тальбии начиная с микаты и заканчивая тем самым моментом, когда он увидит Каабу.
Когда паломник оказывается в благословенной Мекке, крайне желательным для него является прохождение процедуры полного омовения, после чего он может отправиться к мечети для выполнения обряда умру. Любому мусульманину важно знать, что, по правилам, входить в мечеть можно только с правой ноги, произнося при этом следующие слова:"А'узу билляхиль-'азыйм, ва би-важхихиль-карим, ва султанихиль-кадым, минаш-шайтанир-ражим. Бисмилляхи, вассаляту вас-саляму 'аля расулиллях. Аллахуммаф-тахли абваба рахматик", что в дословном переводе означает "Прибегаю к Великому Аллаху и Его благородному лику, и Его предвечной власти от побиваемого шайтана. Во имя Аллаха, мир и благословение посланнику Аллаха. О, Аллах! Открой мне двери Твоей милости". При этом, совершение полного омовения не является обязательным условием для похода в мечеть.
После входа в мечеть, паломники направляются к Каабе и начинают таваф. Для тех мужчин, которым предстоит совершить умру или таваф аль-кудум, суной считается обнажение правого плеча. Чтобы реализовать это необходимо середины риды уложить под правой подмышечной впадиной, закинув при этом ее края на левое плечо для большего удобства. После этого можно приступить к непосредственному обходу Каабы, который необходимо осуществить семь раз. Отсчёт круга необходимо начинать с чёрного камня, произнося "Бисмилляхи, Аллаху акбар".
Согласно многовековым традициям, при наличии возможности паломникам стоит приблизиться к черному камню, прикоснуться к нему или даже поцеловать. Однако, важно учитывать, что этого делать категорически нельзя в случае, если такие действия могут повлечь за собой вред окружающим, давку или негатив со стороны других участников процесса. В этом случае поведение из благого деяния превращается в большую ошибку.
Если прямой контакт невозможен, достаточно издали указать правой рукой на камень со словами «Аллаху акбар», не преграждая путь другим людям. Это связано в первую очередь с тем, что наносить вред людям и создавать хаос на территории мечети Аль-Харам категорически запрещено. Кроме того, стоит помнить, что таваф – это такая же равноценная молитва, в которой необходимо соблюдать соответствующие условия за исключением того, что во время исполнения ритуала можно разговаривать. Однако, даже несмотря на такое послабление, необходимо совершать обход, сохраняя кроткость и не прибегая к грубости.
Физический контакт желателен также и при достижении йеменского угла. Однако, здесь стоит ограничиться прикосновением правой руки. В промежутке же между ним и черным камнем следует читать "Раббана атина фид дуния хасанатау уа филь ахирати хасанатау уа қинә ъазәбәннәр". Именно так необходимо осуществить семь кругов. При этом сужчинам в первых трех кругах стоит несколько ускорить шаг.
После того, как таваф будет завершен, необходимо закрыть правое плечо (это касается только мужчин, так как женщины его не открывают) и совершить намаз в два рака'ата.
В случае, если читать намаз непосредственно за макамом не представляется возможным, то его можно совершить в любом другом месте в пределах мечети. Далее мы приведем суры, которые желательно читать. Однако, при желании их можно заменить на любые другие. Это не возбраняется.
Сура "аль-Кафирун"
Бисмилляхир-Рахманир-Рахим
Куль йа айюхаль-кафирун. Ля а'буду ма
та'будун. Ва ля антум 'абидуна ма а'буд. Ва
ля ана 'абидум ма 'абаттум. Ва ля антум
'абидуна ма а'буд. Лякум динукум ва лиа дин.
Сура «аль-Ихлас»
Бисмилляхир-Рахманир-Рахим
Куль хуваллаху ахад. Аллахус-Самад.
Лям йалид ва лям йуляд, ва лям йакуль-ляху
куфуван ахад.