Под Ихрамом подразумевается первое действие, обязательное к выполнению при прохождении, как большого, так и малого Хаджа. Если говорить конкретнее, то ихрам – это демонстрация намерения мусульманина приступить к проведению обрядов. Для Хаджа имеются лишь определенные месяцы, когда человек может войти в ихрам: Шавваль, Зуль-кадъа и первая декада Зуль-иджи. Для Умры же ограничений совершенно нет, войти в ихрам можно совершенно в любое время в течение года.
Начало Хаджа и Умры через Ихрам
Моментом начала Хаджа и Умры можно считать тот момент, когда паломник входит в ихрам в Микате. Под последним подразумеваются специальные стоянки, необходимые для того, чтобы мусульмане могли облачиться в белые одежды – ихрам. Пророком определены пять Микатов, подходящие для того, чтобы совершающий Хадж или Умра-Хадж мог переодеться:"В хадисе передают, что пророк (с.а.у.) определил местом вступления в ихрам для жителей Медины Зуль-Хулейфу, для приезжающих из Сирии - аль-Джухфу, для прибывающих из Неджда - Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена - Ялямлям. Эти места предназначены для них, а также для всех, кто желает совершить Хадж или малое паломничество, но прибывает к вышеперечисленным местам не из упомянутых областей. А что касается тех, кто проживает вблизи Мекки, то их паломничество начнется там, откуда они отправятся в путь, и поэтому жители Мекки должны вступать в ихрам в самой Мекке." (Аль-Бухари и Муслим).
Для паломников Казахстана, приезжающих в Мекку, используется один из трех маршрутов.
Первый вариант подразумевает приземление самолета в городе Джидда, после чего паломников забирает автобус, отправляющийся в Священный город. В этом случае подойдет Микат «Аль-Джухф», в котором паломники могут войти в ихрам. Говоря точнее, не «в котором», а «над которым», так как паломники будут пролетать над этим местом на самолете. Соответственно можно переодеться незадолго до Микаты в самолете, либо же еще раньше. Но вход в состояние Ихрам все равно происходит именно в момент пролета над Микатой, об этом сообщит сам пилот или же бортпроводники. Микат Аль-Джухфа располагается вблизи города Рабиг, расстояние до Мекки составляет 183 километра.
Второй вариант также подразумевает приземление в г. Джидда. Но вместо первоначального отправления в Мекку, паломников ожидает проезд в Медину. После посещения данного города, автобус вновь возвращается в Священную Мекку. В этом случае в качестве Микаты выбирается Зуль-Хуляйфа, являющаяся микатой для жителей Медины. На сегодняшний день данное место имеет название «Абьяр Али», оно располагается на окраине города Медины, что находится в 450-ти километрах от Мекки.
Последним вариантом является полет на самолете до города Дубай. После этого за паломниками приходит автобус, который перевозит их в Мекку. В этом случае для вхождения в ихрам используется «Карн аль-аназиль». На сегодняшний день название – «Ас-Сейлуль кабир», что находится в 75-ти километрах от Мекки.
В качестве альтернативных вариантов могут использоваться и другие Микаты. Например, «Йалямлям», являющийся микатой для жителей Йемена и паломников, чье прибытие идет с данного направления. Располагается данная миката в 92-х километрах от Мекки.
Еще одним вариантом является «Зату ъирк», являющийся микатой для жителей Ирака. Его удаленность от Мекки немного больше предыдущего – 94 километра.
Для жителей Священной Мекки или проживающих там на временной основе, нет необходимости в посещении Микаты, так как ей является их дом. То есть войти в состояние Ихрама для Хаджа можно сразу из дома. Если же войти в состояние ихрама необходимо для малого Хаджа, то необходимо покинуть Мекку и отправиться в район «Танъим». Войти в состояние ихрама из собственного жилища могут также жители городов: Джидда, Мустраура, Бадра или других, находящихся месту Меекой и микатами.
Прохождение Хадж или Умры подразумевает обязательное вхождение в Ихрам
В случаях, когда паломник не входил в состояние Ихрама намеренно, миновав при этом Микату, он обязан вернуться назад, выполнив вхождение с пропущенного им места. В противном случае на плечи мусульманина возлагается обязательство в виде жертвоприношения овцы в Мекке, после чего мясо животного необходимо раздать бедным.
Если паломник прибывает в микату по суше, намереваясь совершить Хадж или Умру, то ему необходимо совершить гусль. Говоря простыми словами – принять душ, а после этого обязательно умаститься благовониями. Дальнейшие действия отличаются в зависимости от пола. Мужчин ожидает облачение в две белые и чистые одежды (изар и рида), одна из которых должна располагаться на плечах, а другая – оборачивать талию. Для женщин нет конкретной одежды для вхождения в ихрам, главное условие – это использование одеяния-покрытия аурата. То есть необходимо, чтобы одежда закрывала абсолютно всё тело, не считая лица и кистей рук. Для женского пола не имеется ограничений по цветовой гамме, допустимы красные, зеленые и иные цвета. Главное, чтобы она была не броской, и не привлекала внимание окружающих.
После облачения в одежды, необходимо в обязательном порядке произнести намерение на Ихрам: «Ляббайка ъумратан мутаматтиъан биха иляль Хадж». Данное намерение носит свое название «Хадж тамматту». Это используется в случаях, когда используется отдельное облачение. То есть сначала мусульманин одевается в одежды для совершения Умры, после же ее свершения, он выходит из состояния Ихрама и лишь с наступлением времени Хаджа, входит в это состояние вновь.
При облачении можно использовать намерение на Хадж Киран, произнеся слова «Ляббайка ъумратан уа хажжан». В данном случае сначала паломником совершается Умра, после чего сразу же совершается Хадж, то есть выход из состояния Ихрама между действами не просходит.
Последним вариантом является Хадж Ифрад, ознаменованный намерением: "Лаббайка хажжан". Данный тип подразумевает совершение Хаджа без совершения Умры. То есть, войдя в состояние Ихрам, паломник сразу выполняет обязательства хаджа.
Если в первых двух случаях, мусульманин является Ваджибом, то в последнем случае – он таковым не явялется. Для совершения только малого Хаджа, используются слова: «Лаббайка ъумратан».
Что необходимо сделать перед вхождением в Ихрам
Ритуал вхождения в Ихрам для большого или малого Хаджа начинается даже не с момента набрасывания на тело одеяния в Микате, а намного раньше. Существует несколько правил, которые влияют на правильность вхождения в Ихрам. Для этого необходимо:
-
Избавиться от растительности на лице (достаточно подстричь), подмышечных впадин и лобка (полностью).
-
Обязательно потребуется подстричь ногти, причем как на руках, так и на ногах.
-
Мужчинам необходимо снять с себя всю одежду, которая сшита из нитей, а облачить в специальное одеяние для Ихрама, представляющее собой две материи;
-
Женщине не нужно надевать паранджу, перчатки и вуаль. Она может прикрывать собственное лицо лишь краем платка, когда находится среди посторонних мужчин. Можно использовать благовония, однако, только в небольшом количестве – их аромат не должен быть заметен для окружающих.
-
После проведения омовения (гусль) мужчине необходимо (но не обязательно) умастить тело благовониями, однако, они не должны быть нанесены на одежду.
После прохождения перечисленных действий, мусульманину необходимо выполнить намерение на тот вид паломничества, в котором он заинтересован на данный момент. Данное намерение и будет являться вхождением в Ихрам. Если по времени оно совпало с совершением намаза, то следует сначала провести молитвенные действия, а лишь потом вступать в состояние ихрама. В остальное время можно уже после вхождения в состояние совершить два рака`ата намаза.
Вхождение в Ихрам на воздушном судне
Далеко не все паломники имеют возможность войти в состояние Ихрама непосредственно в Микате. Некоторые перемещаются на Хадж или Умру на самолете или же по морскому пути. Соответственно, о приближении к Микате паломникам сообщит командир корабля или бортпроводники. После полученной информации люди могут облачаться в Ихрам, а когда Миката будет достигнута, необходимо произнести одно из слов намерения, повторяя слова Тальбии с высокой частотой.
Стоит отметить, что паломник имеет право облачиться в одежды для Ихрама уже в своей стране, в этом случае в качестве вступления в Хадж выступает момент, когда транспорт проходит границы Миката, в момент произношения слов тальбии.
Стоит отметить, что за произнесение слов Тальбии отвечают исключительно мужчины. Звучат они следующим образом: "Ләббәйкәл-лаһуммә ләббәйк, ләббәйкә лә шәрикә ләкә ләббәйк, иннәл-хәмдә, уәнниъмәтә ләкә уәл-мулк, лә шәрикә ләк". (перевод:"Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Нет у тебя сотоварища, вот я перед тобой! Поистине вся хвала, милость и владычество принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварищей".)
Тальбия для Хаджа произносится точно в момент вхождения в Ихрам, а продолжается до начала бросания камушков в стены Джамрат аль-ъакаба, в праздничный день жертвоприношения. В случаях с малым Хаджем (Умра), слова Тальбы произносятся также с момента вхождения в Ихрам и вплоть до начала Тавафа.
Что запрещено делать в состоянии Ихрам
Существует определенный свод правил, точнее запретов, для мусульман, вошедших в состояние Ихрам. Например, нельзя целенаправленно укорачивать ногти или волосы, это нужно было делать во время подготовительного этапа в Ихраму. Однако, если волосы выпадают сами – это не является нарушением. Также нельзя использовать благовония, как на одежде, так и на теле. Если же запах сохранился с момента подготовки, то в этом нет ничего страшного, главное, чтобы он не попал на одежду. Также следует отметить следующие правила:
-
В Мекке и Медине запрещена охота на животных, причем не только самоличная, но и непосредственная помощь, это касается, как мужчин, так и женщин.
-
Также в Мекке и Медине нельзя ломать деревья и рвать траву, здесь правило также касается представителей обоих полов.
-
Подбор денег на улице, серебра и иных вещей также запрещен. Однако, если после этого мусульманин сообщит о находке, то данное действие не возбраняется.
-
Также, в соответствии со словами пророка: "Нельзя надевать (будучи в ихраме) рубашку, чалму, брюки, любую одежду, покрывающую тело вместе с головой, и обувь, целиком покрывающую ноги. Если же паломник не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток. Не надевайте также одежды, окрашенные шафраном или желтым деревом". (Аль-Бухари и Муслим).
-
Половая близость, прикосновения к жене с вожделением, женитьба и сватовство также находятся под запретом для тех, кто находится в состоянии Ихрама.
-
Женщинам запрещено носить перчатки, паранджу или никаб. Но не возбраняется сокрытие лица краем платка в момент, когда рядом находятся незнакомые мужчины.
-
Мужчинам ни в коем случае нельзя носить головной убор целенаправленно. Однако, если это было сделано по-забывчивости, то ничего предосудительного в этом нет, главное – снять головной убор, когда паломник вспомнит об ошибке.
-
Ношение одежд, сшитых нитями также строго запрещено. Причем речь идет не только про рубашку и брюки, но и касается обуви. Однако, если на момент вхождения в Ихрам у паломника нет сандалий, то туфли разрешены. Тоже самое и с изаром, если таковой материи не имеется, то можно использовать брюки.
Паломники могут носить часы, кольца, очки, а также использовать слуховые аппараты либо наушники. Также не запрещено использование зонта в качестве защиты от солнечных лучей. Мытье головы или же омовение под душем также не запрещены. Различные медицинские процедуры вроде перевязок бинтов возможны, как и смена и стирка одежд.